Это правда, в наши дни юзабилити (удобство использования сайта) превратилось в товар. За последние несколько лет пользователи привыкли к определенным стандартам дизайна сайтов. Чтобы впечатлить посетителей на долгое время, придется создать максимально удобный для них сайт. Это не означает, что юзабилити стало менее важным. Оно теперь выполняет несколько иную роль в вопросах веб-дизайна, формируя базис, на котором уже строится максимальный комфорт пользователей.

Под юзабилити понимается такой дизайн сайта, в центре которого находится пользователь. Процесс разработки сайта и его дизайна сфокусированы на предполагаемом пользователе, учитываются его цели, модели поведения и требования. В результате должен получиться удобный, эффективный продукт, которым будет легко пользоваться.

Ниже представлено пять ключевых принципов, на которых строиться юзабилити хорошего сайта. Мы бы рекомендовали вам учесть их при создании следующих проектов.

Доступность

Начнем с самого базового, но при этом центрального аспекта, вокруг которого строиться юзабилити – доступность вашего сайта. Если человек пытается получить доступ к порталу и он, по любым причинам, не работает, то его можно смело назвать бесполезным.

Вот некоторые основы доступности:

- время работы сервера – важно убедиться, что пользователи не получат ошибку, пытаясь загрузить ваш сайт, поэтому стоит вложить денег в приобретение хорошего хостинга;

- поврежденные ссылки – дважды проверьте, чтобы нигде не было мертвых ссылок на вашем сайте, ничто так не разочаровывает пользователя, возвращая его в поисковик, как ненайденная страница с ошибкой 404;

- адаптация под мобильные устройства – убедитесь, чтобы ваш сайт мог хорошо работать на различных экранах и при медленной скорости интернета.

Прекрасный пример доступного сайта – это Amazon.com.

amazon

В первую очередь, версия для компьютеров оптимизирована как для самих компьютеров, так и для планшетов. Макет отличается гибкостью и автоматически принимает удобную форму для устройств с малым размером экрана. Для смартфонов существует отдельная версия с чистым интерфейсом, меньшим загромождением и четкой, понятной иерархией содержимого. Это облегченная мобильная версия работает как часы, даже если применяется на слабом мобильном соединении.

Во-вторых, Amazon.com практически не бывает отключенным. Очевидно, именно этого вы будете ожидать от компании такого размера. При этом такая чистая история постоянной доступности делает Amazon платформой высокой надежности, заслуживающей доверия пользователя.

И последнее по счету, но не по значению – Amazon постоянно развивается, достигая новых горизонтов доступности. На их сайте даже есть утверждение: «Мы всегда ищем пути, чтобы улучшить юзабилити сайта для наших покупателей, включая тех, у кого есть ограниченные возможности». Для тех, у кого есть проблемы с чтением текста на экране, они предлагают мобильную версию сайта, отличающуюся облегченной демонстрацией содержимого.

Понятность

Можно даже сказать, что именно понятность пользователю – ядро всего юзабилити сайта.

Если вы отвлекаете пользователей, заставляя их испытывать приступы недоумения, то им потребуется больше времени для того, чтобы найти то, зачем они пришли к вам. В худшем случае, посетитель может просто забыть цель своего визита. В итоге они посчитают ваш портал недружелюбным пользователю и появиться ощутимый шанс, что они уйдут и больше не вернутся.

Посетители возвращаются на ваш сайт, имея определенные цели в голове. Задача создания сайта заключается в том, чтобы помочь им достичь их максимально быстро и просто. Если вы справитесь с этой задачей, то пользователь будет полностью удовлетворен и можно считать, что основа положительного опыта работы с порталом уже заложена.

Простой и удобный в использовании дизайн достигается через:

- Упрощение. Сфокусируйтесь на важных вещах. Если вы не отвлекаете своих посетителей, то вероятнее всего они сделают именно то, что вы хотите от них.

- Узнаваемость. Давайте пользователям то, что они уже знают. Нет ничего плохого в том, чтобы смотреть на другие сайты, ища источники вдохновения.

- Постоянство. Не пытайтесь сделать сайт излишне изящным. Сделайте сайт постоянным в деталях, что позволит добиться большего комфорта работы, и не будет излишне напрягать сознание пользователей.

- Направляйте посетителей. Возьмите своих пользователей за руку. Не ожидайте, что посетители будут исследовать весь сайт самостоятельно. Вместо этого возьмите их за руку, а затем проведите по порталу, продемонстрировав все то, что вы хотите им предложить.

- Прямая обратная связь. Обратная связь имеет важное значение для любого вида взаимодействия. В момент, когда пользователи выполняют какие-либо действия на вашем сайте, убедитесь, чтобы они получили видимую «отдачу» – индикатор успешного завершения операции или возникновения каких-либо проблем.

- Хорошая информационная архитектура. Учитесь понимать модели поведения своих пользователей, предугадывая их ожидания от архитектуры содержимого вашего сайта.

Компания Apple известная за свои простые и дружественные пользователю продукты. Полное упрощение бренда и его фокус на том, что действительно имеет значение – вот что можно найти на их официальном сайте.

apple

Общий внешний вид можно описать двумя словами – элегантный и минималистичный. Пользователя встречает много пустых пространств, а все необходимое содержимое представлено чисто, просто и понятно. Классическое навигационное меню расположено в верхней части экрана, там есть логотип и кнопка возврата на главный экран, магазин, различные категории продуктов, ссылка на страницу поддержки и функция поиска. Нижняя часть сайта содержит классические вторичные ссылки, например, пользовательское соглашение и другая не слишком интересная обычным посетителям информация.

Нет ничего отвлекающего, что позволяет легче достигать поставленных целей на сайте. Например, выбирая категорию «Mac» в верхнем меню, вы получите удобное визуальное представление всех имеющихся продуктов. Помимо этого, вы получите дополнительную навигацию, которая покажет все вещи, связанные с выбранным разделом. Чистый и простой дизайн делает сайт максимально интуитивным, как и всю продукцию Appleв целом.

Простота освоения – это еще один важный аспект юзабилити.

Целью должно стать создание интуитивных интерфейсов – они должны быть настолько понятны, что для них не потребуется каких либо инструкций, либо долгого процесса проб и ошибок для понимания принципов их работы. Ключ к интуитивному дизайну – использование того, что уже знают люди или создание того, что они легко выучат.

На данный момент посетители сайтов уже знакомы со многими концепциями, применяемыми в сети. Постоянно используя их, вы полностью удовлетворите ожидания людей, попавших к вам на страницу. Таким образом, вы поможете им проще и быстрее достигнуть поставленных целей. Будучи людьми, мы любим узнаваемые схемы, поэтому мы лучше справляемся со знакомыми ситуациями и чувствуем себя неуютно в незнакомых.

Компания Microsoft полностью переработала свой сайт в последний год.

microsoft

Обновленный дизайн смотрится свежо и современно, структура сайта осталась классической и придерживается концептов, к которым пользователи привыкли на других сайтах. В верхнем левом углу расположен логотип, который говорит, где находится посетитель. В верхнем правом углу имеется поле поиска, которое позволяет найти на портале все, что угодно. Ниже в верхней части расположено навигационное меню, где собрано по категориям все содержимое сайта. По нажатию на ссылки, пользователь получает выпадающее меню с контентом, доступным в категории.

Далее на сайте имеется большой, заметный заглавный элемент, который состоит из четырех различных изображений. После него идет зона, где расположен весь контент – вертикальное навигационное меню, темы которые могут заинтересовать пользователя и немного подсвеченного содержимого. Ниже идет секция социального медиа и пространная нижняя часть сайта, где рекламируются другие порталы компании и имеется множество вторичных ссылок.

Сайт достаточно простой и обеспечивает легкую навигацию. Знакомая структура может помочь людям быстрее находить то, что они ищут.

Убедительность

Убедительность – это важный аспект любого портала в сети.

Даже если люди найдут тот контент, который они ищут, если вы не вызовите у них доверия, то все достигнутые раньше результаты просто не будут иметь смысла. Ваш сайт может вызывать у клиентов сомнения о вашем бизнесе, причем вариантов возникновения таких мыслей великое множество. Например, им может показаться, что вы не существуете или ваша репутация не такая чистая, как вы об этом говорите. В конце концов, они могут просто засомневаться в качестве предлагаемых материалов.

Важно, чтобы пользователи понимали – вы реальная компания с не менее реальными людьми. Разместите понятную секцию «О нас», добавьте деталей по контактной информации и, если имеется такая возможность, физический адрес.

Естественно, содержимое сайта играет немалую роль в создании убедительного образа в глазах пользователя. Убедитесь в том, что вы честны и точны относительно размещенного контента. Избегайте ошибок, таких как некорректная грамматика или неправильное написание слов. Не стоит скромничать о своих способностях и возможностях. Если вы эксперт в своей области – пусть пользователи знают это. Например, вы можете разместить сторонние рекомендации, отзывы о проделанной работе или число ваших подписчиков в социальных медиа, чтобы полностью завоевать расположение потенциальных клиентов.

Бренд L’ORÉAL проделал действительно большую и качественную работу по созданию сетевой убедительности.

loreal

Помимо профессионального дизайна, который полностью подходит изысканной репутации бренда, они предлагают высокое качество содержимого, чтобы продемонстрировать свои возможности.

Например, целая секция контента посвящена информации о новейших разработках и инновациях. Это показывает заинтересованность бренда в постоянном развитии, исследованиях и отражает высокое качество предлагаемой продукции. Другая секция посвящена социальным обязательством, демонстрируя посетителям, что компания ориентирована на людей и относится к своей деятельности серьезно.

Помимо актуальных исследований, компания использует экспертные оценки и фотографии знаменитостей, таких как Джулия Робертс, чтобы убедить пользователей в высоком качестве и популярности их продуктов. Еще один индикатор доверия выражается в том, что вы легко сможете получить контактную информацию L’ORÉAL. Бренд доступен не только в социальных медиа, но и имеет физический адрес и телефонный номер, которые очень просто найти.

Релевантность

Последняя по счету, но не по значению – релевантность вносит существенный вклад в хорошее юзабилити сайта.

Недостаточно, чтобы ваш сайт был простым и понятным, важно чтобы он был еще и релевантным. Опять же, жизненно важно, чтобы вы знали ваших пользователей и причину, по которой они оказываются у вас на сайте.

Начать стоит с определения, кто ваши пользователи. Во-вторых, поговорите с ними, чтобы выяснить, какие цели они преследуют, посещая ваш сайт. В-третьих, определите пользовательские сценарии, демонстрирующие, в какой ситуации люди посещают ваш портал с определенными целями. Любое решение относительно дизайна, которые вы принимаете, должно быть направлено на создание более дружелюбного к вашим пользователям сайта.

Компания Nike проделала значительную работу, расставляя приоритеты в контенте и фокусируясь на своих пользователях.

nike

Бренд предлагает спортивную одежду и профессиональную экипировку. Приходя на их сайт, вы можете сразу выбрать, какую категорию просматривать – мужскую, женскую, для детей или же посмотреть по видам спорта. Вместо простого группирования посетителей по половому и возрастному признаку, компания Nike определяет каждого как спортсмена, заинтересованного в определенной дисциплине.

Например, если вы ищете беговые кроссовки, то вы не заинтересованы в теннисе или других видах спорта, представленных в категориях. Компания Nike предлагает вам посмотреть ту часть магазина, которая полностью удовлетворит поставленным целям.

Юзабилити – это тестирование, тестирование и опять тестирование. Хорошее юзабилити не может быть достигнуто за одну ночь.

Оно включает в себя исследование пользователей и повторяющийся цикл тестирования с доработками.

Хорошее юзабилити зависит от доступности, понятности, убедительности, легкого освоения и релевантности вашего сайта по отношению к тем людям, которые действительно используют его.